Головокружение от успехов

В России картон остаётся наиболее распространённым упаковочным материалом, что ожидается и в перспективе на ближайшие годы. Однако, как и в любой другой отрасли, определённые проблемы всё же возникают: например, жёсткая конкуренция российских предприятий с иностранными производителями и внедрение новых технологий.

В России картон остается наиболее распространенным упаковочным материалом. Темпы роста производства в данном секторе опережают темпы упаковочной отрасли в целом. Да и в мире вообще, по прогнозам исследовательской фирмы Freedonia, картонные коробки в ближайшие годы по-прежнему будут лидирующим видом упаковки.

В обзоре, первая часть которого перед вами, мы ставили своей целью показать полную картину рынка картонной упаковки, изучить его проблемы и найти возможные способы их решения. Особое внимание мы уделили возможности конкуренции российских предприятий с иностранными производителями и перспективам развития производства картона в нашей стране.

Белые пятна, черные дыры

К "белым пятнам" отрасли можно отнести те виды картона, которые не производятся в России и полностью завозятся из-за границы. К "черным дырам" - те виды картонов, которые производятся в нашей стране, но явно в недостаточном количестве.

Какие же виды картона не производятся в России? Прежде всего, это высококачественные мелованные картоны из чистой целлюлозы. К сожалению, оборудование отечественных производителей пока не позволяет изготовлять такие картоны надлежащего качества, а спрос на них, между тем, растет с каждым днем.

К высококачественному мелованному картону предъявляются следующие требования:

  1. хорошее соединение слоев между собой;
  2. хорошее соединение мелованного покрытия с картоном;
  3. плоское лежание в стопе;
  4. относительная влажность, не выходящая за пределы разрешенных допусков;
  5. способность к лакированию даже небольшим количеством лака;
  6. хорошее закрепление красок.

Нужно признать, что отечественный картон далеко не всегда соответствует этим требованиям.

К "черным дырам" следует отнести картон хром-эрзац. Он используется в основном в пищевой промышленности для упаковки продуктов питания, т. е. является качественным картоном для изготовления складной потребительской тары. Кроме этого, хром-эрзац применяется для упаковки фармацевтики, CD и DVD, комплектующих компьютеров, запчастей, изготовления небольших коробок для бытовой техники.

В России производится около 250 тыс. т картона для потребительской упаковки в год, но отечественных мощностей не хватаеля удовлетворения потребностей рынка. Соответственно, продолжается ввоз такого картона из-за границы. По оценкам экспертов, спрос на мелованный картон сейчас растет на 30 % в год, а к 2005 г. общий спрос на мелованную бумагу и картон составит 350 тыс. т в год (в сравнении с 240-250 тыс. т в 2002 г.). Рост спроса на "хром-эрзац" составляет 20-25 % в год.

Именно в этом секторе упаковочной продукции наблюдается наибольшее отставание российской промышленности от западной. В 2003 г. Россия импортировала около 200-210 тыс. т картона различных видов (в 2002 г. - 150-160 тыс. т), предназначенных для изготовления потребительской упаковки. Отметим при этом, что на долю картона для упаковки (в т. ч. тарного картона и картона для потребительской тары) приходится более 80 % общего объема производства картона в России. За счет импорта сейчас покрывается львиная доля емкости российского рынка мелованного картона. По оценкам экспертов, его ежегодно импортируется на общую сумму около 180 млн долл. США.

Также нужно отметить, что на отечественном рынке ощущается нехватка картона, используемого для упаковки жидких продуктов. Рост производства молока, соков и т. п. продуктов, для упаковки которых обычно используется картон, привел к появлению дефицита. Недостаток картона для упаковки жидких продуктов компенсируется импортом. Из зарубежных поставщиков картона для упаковки жидких продуктов наиболее известна компания Stora Enso. Производимый ею картон имеет многослойное строение, в том числе двухстороннее полиэтиленовое покрытие, а в некоторых видах - специальные слои для улучшения защитных свойств упаковки. Внешний полиэтиленовый слой пригоден для нанесения многокрасочной печати на обычном полиграфическом оборудовании.

Еще одним видом картона, рост потребности в котором не компенсируется отечественной промышленностью, является микрогофрокартон, по многим физико-механическим параметрам превосходящий обычный гофрокартон, используемый в упаковке. Имея толщины, аналогичные толщинам обычного картона, микрогофрокартон из-за своей многослойности является намного более прочным и более легким. Не взирая на волнистую внутреннюю структуру, и даже наоборот, благодаря именно ее амортизационным свойствам, микрогофрокартон широко используется для изготовления упаковки маленьких размеров. Благодаря свойствам поверхностных слоев, такой картон намного проще запечатывать, кашировать, лакировать, чем обычный гофрокартон. К сожалению, российские предприятия сегодня не в состоянии целиком удовлетворить существующую потребность в таком картоне - как с многоцветной печатью, так и без нее. Кроме того, возрастающие требования к качеству печати определяют рост спроса на кашированный микрогофрокартон. Все это приводит к тому, что в данный момент спрос на некоторые виды микрогофрокартона (в основном, на микрогофрокартон с профилями F, G и N, используемый при производстве парфюмерной и косметической упаковки) удовлетворяется за счет импорта. Точных статистических данных по объемам этого спроса нет, т. к. подробных исследований по этому вопросы у нас в стране не ведется.

Отметим, что на рынке также ощущается дефицит семислойного гофрокартона, применяемого для изготовления транспортной упаковки, упаковки мебели, громоздких бытовых электроприборов, промышленного оборудования. Сейчас в России такой картон вообще не производится.

Таким образом, главной задачей для отечественного производителя сегодня является запуск производства чистоцеллюлозного мелованного картона. Как считают эксперты, для решения проблемы с импортом в ближайшие годы необходимо строительство в России завода по изготовлению мелованного картона из первичной целлюлозы (в т. ч. картона "хром-эрзац" из первичных волокон) производительностью до 400 тыс. т в год. Такой картон на рынке стоиорого, и захват этой ниши для любой компании будет сверхприбыльным шагом. Но для эффективной конкуренции с западными производителями нужно предложить достойный товар.

Государственные органы ликвидируюефицит мелованного картона за счет увеличения импорта. Постановлением Правительства РФ № 210 от 11 апреля 2003 г. были снижены с 15 % до 5 % ввозные таможенные пошлины на мелованный картон массаю 180-250 г/м2. Выходит, вместо того, чтобы направлять инвестиции в развитие собственного производства мелованного картона, мы по-прежнему стимулируем увеличение ввоза в Россию картона зарубежных производителей.

Лучше не бывает

Лучше всего обстояела с производством тарного картона, служащего сырьем для изготовления гофрокартона. На гофрированный картон приходится около 70 % общего объема производства упаковочного картона в России. В этом секторе упаковочной отрасли у нас самые надежные позиции: более 95 % потребляемого рынком картона производится в России. Даже при таком высоком показателе мощности отечественной индустрии гофрированного картона используются примерно на 70 %, так что можно ожидать продолжение роста производства в следующем году, тем более что спрос на гофрокартон увеличивается на 10-15 % в год. В отношении этого вида картонов монополизму отечественных компаний пока ничего не угрожает.

Главной проблемой производителей гофрокартона является изношенность и моральная "древность" оборудования, на котором производится картон. Переоборудование уже давно стало задачей номер один для всех российских производителей картонной и бумажной упаковки, ведь износ основных фондов большинства из них составляет 90 % и более. Более половины установленного оборудования работает уже по 10-30 лет, около четверти - более 30 лет.

В последнее время увеличился объем ремонта наиболее обветшавшего оборудования, но это не панацея. Нужны крупные финансовые затраты на закупку новых, современных линий, и тут не обойтись без помощи банков, а, возможно, и государства. (Более подробно о мерах по развитию отечественного производства картона мы расскажем во второй части обзора.)

Еще одной проблемой российских производителей гофрокартона является усиливающаяся конкуренция - как с отечественными, так и с иностранными производителями (в первую очередь, с белорусскими и украинскими). Сегодня почти все производители предлагают гофрокартон высокого качества, и конкуренция сместилась в область цены и существенных условий контракта. Поэтому "тяжеловесам" с каждым днем все труднее конкурировать с мелкими фирмами, предлагающими товар по демпинговым ценам и зачастую использующими для оплаты "серые" схемы. Кроме этого, рост спроса на гофротару способствует увеличению импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья. Общий объем российского импорта гофрокартона за истекший год составил порядка 135-140 млн м2, превысив показатель 2000 г. на 43,5 %. Во многом это увеличение связано с наличием устоявшихся деловых контактов между потребителями и поставщиками тары и более высоким качеством импортируемого гофрокартона. Свою лепту вносит и странная таможенная политика российских властей, установивших пошлину на вывоз гофрокартона в 10 %, а на первичные продукты переработки древесины - в два-три раза меньше. Напрашивается вывод о корректировке устаревших сборов, тормозящих развитие экспорта гофропродукции.

Впрочем, при сохранении роста спроса на гофротару внутри страны, как серьезную проблему эти процессы в ближайшее время воспринимать не стоит.

Проблемы

Проблемы отрасли давно известны, но это не мешает им оставаться неизменными.

  1. Закрытость информации о финансовых показателях, управленческой структуре заводов затрудняет и искажает анализ - как положения оельного завода, так и всей отрасли в целом.
  2. Конкуренция с иностранными компаниями, неблагоприятная таможенная политика нашего государства.
  3. Рост тарифов "естественных" монополистов.
  4. Нехватка финансовых ресурсов, которые можно бы было направить на долгосрочные инвестирования в производство. Этот фактор приводит к усилению позиций тех производств картона и бумаги, которые входят в большие холдинги или финансово-промышленные группы. Соответственно, постепенно происходит объединение производств в большие ФПГ или их поглощение крупными компаниями.
  5. Косность и негибкость маркетинговой и сбытовой политики.
  6. Экологические проблемы, связанные с устаревшим производством. Стандарты государства в этой сфере будут ужесточаться, что неизбежно повлечет увеличение расходов "на экологию" и закрытие нерентабельных предприятий.
  7. Изношенность оборудования.

Еще одной важной проблемой (хотя ее, скорее, можно отнести к следствиям) является уменьшение экспорта отечественного картона за рубеж. Как уже указывалось в статье "Проблемы роста" (PakkoGraff № 5, 2004), в 2003 г. доля экспортной продукции в общероссийском объеме производства картонов составила всего 2,75 %. При этом практически весь экспортируемый картон используется для нужд отечественной рыболовной промышленности. К сожалению, пока достойно конкурировать с иностранными производителями на их рынках у нас не получается.

В целом же, приходится сделать вывод о том, что если все (или хотя бы большая часть) перечисленных выше проблем не будут решены в ближайшее время, рост производства картона в России может резко замедлиться, даже несмотря на большой запас свободных производственных мощностей у отечественных компаний.

Виктор Тетерин

Опубликовано на: www.pakkograff.ru

 

Производственно-Торговая Компания БИК приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству предприятия и организации различных городов России и Ближнего Зарубежья.