По прозвищу Гофро

На долю картонной упаковки в России приходится порядка 35% всей пакуемой продукции. Упаковка из гофрированного картона в глазах потребителя максимально удобна и практична. Какими ещё плюсами обладает гофрокартон? В каких отраслях его потребление наибольшее? Кроме того, она прочна, легка, компактна, может применяться для самых разнообразных продуктов, высоко экологична и пригодна для любого способа печати.

Эволюция волн

Возможность применения гофрированного картона в качестве упаковки впервые была определена владельцем американского патента по применению материала для упаковки стеклянных колб и бутылок Альбертом Джонсом в 1871 г. Рекомендованный автором патента способ применения гофробумаги с изгибом поперек незакрепленных гофров в дальнейшем потребовал усовершенствования. 25 августа 1874 г. был выдан патент № 154498 на двухслойный гофрокартон. Владелец патента — американец Оливер Лонг — предлагал приклеивать к гофрированному картону плоский слой бумаги, располагая его на поверхности упаковываемого сосуда.

В 1881 г. в США была выпущена машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрированного картона и сматывания его в рулон.

17 января 1882 г. американец Роберт Томпсон получил патент на трехслойный гофрокартон. Трехслойный гофрированный картон первоначально изготовлялся путем приклеивания вручную плоского слоя в виде листов или формы заготовок. Первая машина для механизированного приклеивания бумажного слоя была изготовлена в конце 1882 г. в США. Важным шагом в ходе дальнейшего совершенствования конструкции явилось внедрение в 1916 г. пятислойного (двухволнового) гофрированного картона, а в 1953 г. — семислойного (три гофрированных слоя и четыре плоских).

Постепенно изменялись виды и размеры гофров. Первоначально они примерно соответствовали современному гофру А, в 1905-1906 гг. появился гофр В, в 1925 г. гофр С, в 1951 г. гофр Е.

Индивидуальные характеристики

Тарным картоном называется материал для изготовления гофрокартона (картон для плоских слоев и бумага для гофрирования). Он выпускается как из стопроцентной целлюлозы, так и из макулатуры или смеси указанных материалов. В зависимости от назначения, наружный слой гофрокартона может быть бурым или беленым.

Картон с гофром А обладает большой упругостью и применяется при изготовлении ящиков для упаковки мягкой и хрупкой продукции (стеклянные изделия). Он используется также для различного рода вкладышей. Картон с гофром В применяется для изготовления тары для упаковки продукции, не требующей высоких амортизационных показателей (например кондитерские изделия, бытовая химия и др.).

Гофрированный картон с волной С обладает всеми достоинствами гофр А и В и является универсальным для изготовления ящиков широкого потребления.

Гофрированный картон с волной Е применяется чаще всего для упаковки небольших товаров с необходимостью в дополнительной защите (телефонные аппараты, флаконы для лекарств, духов и пр.). В последнее время для индивидуальной упаковки с качественной многоцветной печатью применяется гофрокартон с волной F (413-415 волн на 1 пог. м, h - 0,75 мм, t — 2,4 мм) и G (553-555 волн на 1 пог. м, h — 0,55 мм, t —1,8 мм).

Для изготовления крупных картонных ящиков (контейнеров) емкостью свыше 1 м3 для одного гофрированного слоя применяется гофр К с высотой 7 мм В зарубежной литературе приводятся данные о других видах гоф{ с высотой 7,5; 9,5; 10; 12,1; 12,7; 25 и 27,5 мм, имеющих специальное ограниченное применение.

Как уже упоминалось, спектр применения картонной упаковки максимально широк: 35% всей упаковываемой продукции «одето» в указанный материал (см. ри­сунок 1).

Потребность российского рынка в таре из гофрокартона растет с каждым годом. Особенно высок спрос на гофротару в центральном регионе, где сконцентрировано промышленное производство многих потребительских товаров. Основной объем потребления гофротары приходится на пищевую промышленность — 65%. 5% от суммарного объема выпускаемой гофротары потребляет производство синтетических и моющих средств (см. рисунок 2).

Наибольшую долю среди подотраслей пищевой промышленности по объемам потребления гофротары занимает производство алкогольной и безалкогольной продукции — 38%, по 12% приходится на кондитерские изделия и молочные продукты (см. рисунок 3).

На сегодняшний день уровень загрузки производственных мощностей на различных предприятиях колеблется в пределах 45-100% и определяется в каждом конкретном случае уровнем спроса на внутреннем рынке. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что начиная с 1999 г. производство гофрокартона и ящиков из картона в России стремительно увеличивается: в 1999 г. - 743 млн. м2, в 2000 году -902 млн. м2. В период с января по октябрь 2001 года производство тары из гофрированного картона увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 17,1%. Однако реальное производство гофропродукции в нашей стране значительно превышает статистические данные.

Тенденции развития рынка

В ходе обострения конкуренции на российском рынке производители стараются придать своему товару индивидуальный характер, помочь покупателю принять положительное решение о покупке именно их товара. Законы рынка заставляют отечественных производителей переходить на качественно новый уровень упаковки своего товара. Многие производители гофротары и гофрокартона чутко реагируют на запросы потребителей. Солидные компании уделяют особое внимание качеству печати и маркировки упаковки. Последнее время делается акцент на сочетание качества и эстетики упаковки.

События августа 1998 года оказали безусловно положительное воздействие на развитие отечественного рынка гофротары. Во-первых, количество импортеров гофрокартона и изделий из него значительно сократилось. Многие крупные заказчики перешли на применение российской гофротары. Во-вторых, произошли положительные сдвиги в отраслях отечественной промышленности, являющихся активными потребителями гофропродукции: пищевая, химическая промышленность, производство и сборка бытовой техники.

Следует ожидать дальнейшего увеличения спроса на гофропродукцию на внутреннем рынке. Рост потребления может быть вызван как увеличением производства отечественной продукции, так и стремлением производителей выделить свой товар на общем фоне. Последнее предполагает улучшение качественных показателей картона, более разнообразную печать и высечку на упаковке.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод: производство гофротары в обозримой перспективе будет развиваться по двум направлениям. Во-первых, увеличение объемов производства. Во-вторых, расширение ассортиментного перечня выпускаемой продукции с одновременным повышением качества и сложности исполнения.

Перспективы развития отрасли в дальнейшем будут определяться в первую очередь состоянием российской экономики. При стабильных мировых ценах на нефть прогнозируемые на ближайшие 2- 3 года перспективы развития российской промышленности достаточно благоприятны.

Минэкономики прогнозирует рост рынка гофропродукции в ближайшие 2-3 года в 1,5 раза, а 2005 г. — в 2,7 раза, то есть до 3000 млн. м2, но с одной существенной оговоркой: данный прогноз ориентируется на «соответствующий подъем экономики».

Андрей Ермишкин,
Гинтарас Шлекта, специалисты службы
маркетинга ОАО «Архбум»

Опубликовано на: www.pakkograff.ru

 

Производственно-Торговая Компания БИК приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству предприятия и организации различных городов России и Ближнего Зарубежья.